В первом полугодии 2015 года  прокурором района предъявлено 135 исков (заявлений) на сумму  79 тыс. руб.

В сфере защиты трудовых прав граждан в первом полугодии  2015 года предъявлено 12 заявлений о выдаче судебных приказов о взыскании задолженности по заработной плате на сумму 79 тыс. руб., 6 из которых на сумму 40 тыс. руб. – рассмотрены и удовлетворены. 6 заявлений на сумму 39 тыс. руб. на конец отчетного периода находятся на рассмотрении.

О нарушении жилищных прав граждан в анализируемом периоде 2015 года (как и в первом полугодии 2014 года) предъявлено 2 иска. Исковые требования касались понуждения управляющих компаний обеспечить  информирование жителей  обслуживаемых домов о месте сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, о режиме сбора и накопления указанных ламп, а также о лице, ответственном за выполнение данных мероприятий, путем вывешивания соответствующей информации  на доску объявления в каждом доме, а также о понуждении ответчиков  организовать места для накопления, накопление  отработанных  ртутьсодержащих ламп  и их передачу в специализированные организации. По состоянию на конец отчетного периода иски не рассмотрены.

В сфере защиты пенсионных и иных социальных прав прокурором предъявлено 2 иска.

Оба иска предъявлены по результатам рассмотрения поступивших в прокуратуру района обращений граждан.

В защиту прав несовершеннолетних в анализируемом периоде 2015 года, как и в 2015 году, предъявлено 17 исков (2 – о понуждении к установке заборов  вдоль периметров образовательных учреждений; 8 - о понуждении оборудовать образовательные учреждения системой видеонаблюдения; 3 – о понуждении к устранению нарушений законодательства в сфере пожарной  безопасности; 3 – о лишении родительских прав; 1 – о понуждении разместить на официальном сайте образовательного учреждения необходимую информацию).

Активно использовались прокурором района в анализируемом периоде 2015 года полномочия по предъявлению в суд исков в сфере охраны окружающей природной среды.                            

В Семилукский районный суд предъявлен 31 иск о понуждении органов местного самоуправления к уборке территорий поселений от несанкционированных свалок.

По результатам проверки соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха прокурором района предъявлено 5 исков о понуждении промышленных предприятий района получить разрешения на выбросы загрязняющих веществ  в атмосферу.

В ходе проведенной проверки соблюдения законодательства о водоотведении  установлено, что ООО «Теплоком» - единственная ресурсоснабжающая организация поселка Латная Семилукского района Воронежской области, которая оказывает жителям муниципального образования услуги в сфере водоотведения. В процессе деятельности общества образуются канализационные сточные воды.  В связи с аварийным состоянием очистных сооружений, сточные воды не поступают на очистные сооружения, и их  очистка не производится.

Ненадлежащее осуществление администрацией муниципального образования полномочий по организации водоотведения на территории поселения явилось причиной сброса  ООО «Теплоком» (в отсутствие разрешительной документации) неочищенных сточных канализационных вод  в водный объект (пруд по улице Строителей  поселка Латная). По данному факту 07.05.2014 прокурором района в адрес и.о. главы администрации Латненского городского поселения вносилось представление об устранении нарушений законодательства об охране вод. Кроме того, по факту сброса ООО «Теплоком» неочищенных вод в водный объект прокурором района выносились постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ (нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение) 20.11.2014  - в отношении директора ООО «Теплоком»; 04.03.2015 - в отношении ООО  «Теплоком».

Однако, несмотря на комплекс мер прокурорского реагирования, принятых в 2014-2015 годах, на территории Латненского городского поселения  на момент проверки (30.03.2015) не было организовано предоставление услуги «водоотведение» в соответствии с требованиями природоохранного законодательства.

По фактам выявленных нарушений прокурором района в Семилукский районный суд  предъявлено исковое заявление о понуждении ресурсоснабжающей организации (ООО «Теплоком») обеспечить очистку сточных вод в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и требованиями природоохранного законодательства, а администрацию муниципального образования (администрацию Латненского городского поселения) – организовать очистку сточных вод в соответствии с названными требованиями. Иск  прокурора рассмотрен и удовлетворен.

Также нарушения природоохранного законодательства выявлены в ходе проверки деятельности еще одной ресурсоснабжающей организации (ООО «Теплоснаб»), оказывающей потребителям Стрелицкого городского поселения услуги в сфере водоотведения.

Проверкой установлено, что ООО «Теплоснаб» производит сброс канализационных сточных вод в поверхностный водный объект - реку Девица без разрешительной документации. Так, решение о предоставлении ООО «Теплоснаб»  водного объекта в пользование, а также разрешение на сброс загрязняющих веществ в водный объект не оформлены; проект предельно-допустимых сбросов  загрязняющих веществ в водный объект не разработан.

Аналогичные нарушения были выявлены в ходе проведенной в 2014 году проверки соблюдения ответчиком природоохранного законодательства. Однако, как показала проверка 2015 года, мер к устранению нарушений законодательства руководством ООО «Теплоснаб»  принято  не было.

По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере природопользования прокурором района в Семилукский районный суд предъявлен  1 иск  о понуждении ООО «Теплоснаб» оформить разрешение о предоставлении  водного объекта в пользование,   разработать проект предельно-допустимых сбросов  загрязняющих веществ в водный объект, а также оформить разрешение на сброс загрязняющих веществ в водный объект. Иск прокурора рассмотрен и удовлетворен.

В результате проверки соблюдения органами местного самоуправления  бюджетного законодательства установлено, что администрациями поселений сведения о численности муниципальных служащих  органов местного самоуправления, сведения о численности работников муниципальных учреждений с указанием  фактических затрат на их денежное содержание за 3 и 4  кварталы 2014 года не были ни опубликованы, ни обнародованы, ни доведены до сведения населения иным способом. Следует подчеркнуть, что в апреле текущего года по данному факту в адрес глав администраций муниципальных образований направлялась информация о необходимости принятия мер к устранению нарушений закона.

Однако, как показала настоящая проверка, должных мер к устранению нарушений бюджетного законодательства администрациями поселений принято не было. По фактам выявленных нарушений прокурором района в Семилукский районный суд предъявлено 6 исков о понуждении к исполнению требований бюджетного законодательства (не рассмотрены).

Немаловажное значение в 2015 году (как и ранее) было уделено понуждению в судебном порядке ответчиков обратиться в регистрирующий орган с заявлениями о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества. Прокурором района в данной сфере правоотношений  предъявлено  3 следующих  исковых заявления:

-  о понуждении администрации города Семилуки обратиться в Семилукский отдел Управления Росреестра по Воронежской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – линий электропередач (не рассмотрен);

- о понуждении администрации Латненского городского поселения  обратиться в Семилукский отдел Управления Росреестра по Воронежской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – линий электропередач (не рассмотрен);

 - о понуждении  администрации Латненского городского поселения обратиться в Семилукский отдел Управления Росреестра по Воронежской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – канализационных сетей (не рассмотрен).

В результате проверки соблюдения администрацией  сельского поселения законодательства  об  увековечении памяти  погибших  при защите Отечества установлено, что на территории поселения имелось воинское захоронение. Однако, какая-либо техническая документация в отношении данного объекта отсутствовала, вследствие чего право собственности муниципального образования  в отношении указанного   военно-мемориального  сооружения не оформлено, в реестр недвижимого имущества поселения данный объект не включен (что препятствовало проведению на должном уровне мероприятий по благоустройству  воинского захоронения). По фактам нарушений законодательства прокурором предъявлено 1 исковое заявление  о понуждении ответчика совершить действия по постановке воинского захоронения  на государственный кадастровый учет (удовлетворено). Помимо этого, в анализируемом периоде 2015 года рассмотрено и удовлетворено 4 аналогичных иска, предъявленных к администрациям муниципальных образований в 2014 году.

По результатам проверки соблюдения ресурсоснабжающей организацией (ООО «Теплоком») санитарно-эпидемиологического законодательства при организации водоснабжения населения установлено, что ответчик  не осуществлял производственный контроль за соответствием питьевой воды, добываемой из артезианской скважины. Лаборатория для осуществления производственного контроля  качества питьевой воды на предприятии не создана. Договор с какой-либо организацией, имеющей аккредитованную лабораторию, на выполнение производственного контроля  качества питьевой воды, добываемой из артезианской скважины, ООО «Теплоком» не заключало. По данному факту на основании постановления прокурора района директор организации в марте текущего года привлекался к административной ответственности по статье 6.3 КоАП РФ в виде штрафа. Однако, несмотря на принятые меры административного воздействия, ООО «Теплоком» нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства при организации водоснабжения населения устранены не были. По данному факту  прокурором района в Семилукский районный суд предъявлено исковое заявление о понуждении ответчика организовать проведение производственного контроля качества воды, добываемой из артезианской скважины (удовлетворено).

5исков предъявлено по результатам проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности в местах массового пребывания граждан (удовлетворены).

В результате проверки соблюдения администрациями поселений законодательства о благоустройстве муниципальных образований установлено, что полномочия по организации уличного освещения реализуются ненадлежащим образом, несмотря на внесенные в сентябре 2014 года представления в данной сфере правоотношений. По фактам выявленных нарушений прокурором района в Семилукский районный суд  предъявлено 6  исков о понуждении ответчиков организовать уличное освещение в соответствии с требованиями строительных норм и правил (находятся на рассмотрении).

Большое значение было уделено в 2015 году исковой работе в сфере обеспечения  безопасности дорожного движения,

По результатам проверок в данной сфере правоотношений предъявлены следующие категории исков:

- 14 исков – о понуждении органов местного самоуправления района разработать схемы дислокации дорожных знаков (рассмотрены и удовлетворены);

- 3 иска – о понуждении органов местного самоуправления района установить дорожные знаки (на рассмотрении);

- 5 исков – о понуждении органов местного самоуправления совершить действия по постановке на государственный кадастровый учет автомобильных дорог местного значения (на рассмотрении);

- 12 заявлений – об оспаривании бездействия органов местного самоуправления района по непринятию мер к разработке административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля  за сохранностью автомобильных дорог местного значения  в границах населенных пунктов муниципальных образований (на рассмотрении);

В ходе проверки соблюдения организациями ЖКХ законодательства в  сфере противодействия коррупции прокурором предъявлено 6 исков о понуждении управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций  принять меры по предупреждению коррупции, а именно: разработать Кодекс этики и служебного поведения работников организаций, Положение по урегулированию конфликта интересов и определить должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений в организациях. Указанные иски были предъявлены по результатам проверок соблюдения организациями жилищно-коммунального комплекса требований законодательства в сфере  противодействия коррупции, в ходе которых установлено, что Федеральным законом «О противодействии коррупции» на организации (независимо от форм собственности) возложена обязанность разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать, в том числе, определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;  предотвращение и урегулирование конфликта интересов. Вместе с тем, каких-либо мер, предусмотренныхЗаконом, ответчиками  принято не было, локальные акты, регулирующие вопросы противодействия коррупции, в организациях  отсутствовали. Так, в организациях на момент проверки не разработаны и не приняты:  Кодекс этики и служебного поведения работников организации; Положение по урегулированию конфликта интересов. Должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений, не назначены.

По фактам выявленных нарушений прокурором района, как указано выше,  предъявлено 6 исковых заявлений о понуждении ответчиков к устранению нарушений законодательства о противодействии коррупции в сфере ЖКХ, 3 из которых рассмотрены и удовлетворены, 3 – находятся на рассмотрении.

Защита в судебном порядке интересов граждан находится на контроле прокуратуры района.